Суббота, 19.07.2025, 14:48
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Апрель » 16 » Урок 4.Роль бас-гитары в аранжировке
05:23
 

Урок 4.Роль бас-гитары в аранжировке

На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар.Основные это 4,5 и 6 струнные.
Строй 4х струнной бас-гитары такой же,как у контрабаса

При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C,а вниз B.
Бас-гитара на ряду с ударными всегда составляет основной костяк ритм-группы,которая практически без нее не существует.
Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных,а также в создании гармонического фундамента.
Как известно из курса гармонии бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе(который используется в 99% современной музыки).Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.
Необходимо сразу оговориться,что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент(чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожы, все же необходимо понимать,что бас-гитара живой инструмент,имеющий гораздо больше ограничений,чем синтезатор или софт.
Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.
На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами.При игре медиатором получается острый,четкий звук,часто с призвуком от медитора.
При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.
Как правило большинство современных vst плагинов (если Вы пиши аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.
Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары - это система позиций.На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д.
Расположение нот в пределах позиции

Позиции именуются по положению первого пальца.Например,если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция(метод расчета позиции: пальцы принмаются за цифры от 0 до трех,от лада отнимаем палец получаем позицию,в нашем случае 5 - 2 =3)
В отношении скачков,широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент,однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.
Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары.Рассмотрим основные:

1. Шагающий бас(walking bass,swing bass)

Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов.Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров,основным репертуаром которых были марши.

В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение.Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того,чтобы создать ритмическую определенность:

Основное правило для шагающего баса(подробнее в отдельной статье,поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда,на остальные доли заполенения трех типов:

  • Диатонические(каждому аккорду соответствует определенная гамма)
  • Арпеджированные(в джазе неприменяется,но в других стилях очень часто)
  • Хроматические(система вводных звуков,проходящих,вспомогательных и т.д)

2. Риффовый бас.

Рифф - короткая,чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения.

Существует несколько разновидностей риффового баса

  • Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения(характерно для стилей хард-рок,блюз,)
  • Бас играет собственный рифф,при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется.(rock-n-roll,motown,r-n-b)
  • Смешанный

3.Рок-бас

Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы - поэтому бас здесь играет всегда с бочкой.

4.Латиноамериканский стиль

Обьединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой.

Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +--+--+-( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю.( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)

5. Фанк и диско

Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16.синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap(игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop(Данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя щелкающий звук)

Крестиками обозначены так называемы ghost ноты,прием при котором левая рука глушит струны,создавая приглушенное,перкуссивное звучание.

6. Дублирование гитары

Такой тип партий распространен в тяжелой музыке(trash.speed и т.д).Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре.Пример партии: "metallica am i evil"

Таким образом,для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили.Кратчайший путь к этому снимать ритм секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.

Просмотров: 1088 | Добавил: losper | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025 Конструктор сайтовuCoz