Значительные события в мире искусства происходят часто не замеченные
миром. И прошло немало лет, пока своё признание получили шедевры Баха, Мусоргского и Прокофьева. Так же неприметно, без помпы, прошёл юбилей 70-ти летия Юрия Маркина
21 февраля. И лишь музыканты, которые всегда идут на один шаг впереди
публики, осознали, что произошло.
Наконец мы смогли услышать ответ на
тот вызов, который бросил Новый Свет всему миру рождением блюза, джаза, и
рок-н-ролла. И в этих жанрах страна Мусоргского, Чайковского и Прокофьева пока не смогла создать ничего, что смогло бы сравняться с шедеврами Дюка Эллингто-на, «Битлз» и Лойда
Вебера. Конечно, можно назвать объективные причины: Это и «железный
занавес», оторвавший музыкантов от мировой культуры и коммунистический
идеологический пресс, погубивший столько талантов.
Но, наверное, главная причина – это то, о чём говорил академик Борис Асафьев
– «Синтаксис языка создаёт музыкальную речь». И в новых ритмических
жанрах нет шедевров ни на одном языке, кроме английского. Ибо блюз, из
которого произошли джаз и рок, – это, прежде всего песенная форма, и
поэтому так плоско звучит джаз на любом языке, кроме английского. И у
нас мало кто верил в возможность появления джазовых композиций «по
русски». Но вот в течение нескольких последних лет Юрий Маркин показал цикл джазовых опер в клубах «Джаз-арт» президент которого Алик Эйдельман, обладает поразительным чутьём на музыкальные открытия. И стало очевидно, что Юрию Маркину первому удалось создать «русскоязычный джаз». Причём, если на родине джаза, это вылилось в форме миниатюры с вариациями, Маркин это сделал в крупной форме. Им написано и поставлено 12 одноактных джазовых опер.

Из тех, которые мне удалось услышать, больше всего мне запомнились, - это «Епифанские шлюзы», по мотивам повести Андрея Платонова, «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова и «Саксофонист», по роману Х. Кортасара, посвящённому Чарли Паркеру.
Невероятно, но в этих произведениях соединилась джазовая энергетика и
интонация русской речи. Наверное, такой синтез получился потому, что
Юрий Марки написал все либретто сам. Кроме композиторского дара он
обладает ещё и незаурядными литературными способностями. Кроме того,
Юрий Марким, ученик Р. Щедрина по классу
композиции, очень тонко чувствует крупную форму, и все номера работают
на одну идею и создают фантастически яркий образ и динамику, которая
захватывает зрителя и не отпускает до последнего звука.
Пилат - бал у Воланда
Вообще этот человек чем-то напоминает героев эпохи Возрождения с их
уникальными синтетическими талантами. Так, кроме композиции и
литературы, (а у Юрия Маркина несколько циклов рассказав, повесть и роман), Маркин, как и Щёнберг,
занимается много лет живописью, даже цветовые палитры у них чем-то
похожи. Цикл его картин маслом опубликовала в своей книге Наталия Нагибина и Алик Эйдельман на
сайте Арт-клуба.
Поразительно, но все оперные постановки он создал с группой энтузиастов, которые, практически бесплатно, увлечённые идеями Маркина, осуществили постановку всех Автопортрет его опер.
Надо отметить, что слово «впервые», постоянно встречается в характеристике творчества Маркина. Так впервые в отечественном джазе, он написал джазовые симфонии:
Ю. Маркин Симфония №1 для симфо-джазового оркестра.
джазовые концерты:
Y.Markin"Concerto for trumpet & jazz-band" (1st part-allegro).
впервые в России Маркин сделал джазовые стандарты из классиков - Шопена, Чайковского, Бородина, Рахманинова, Прокофьева:
"Petya & Wolf" by S.Prokofiev (arr. by Y.Markin).

Впервые вышли учебники импровизации и аранжировки, не имеющих аналогов в нашей стране. Впервые, как, когда-то Бетховен, Маркин написал цикл джазовых сонат для ф-но, где джаз обрел новую жизнь в крупной форме:
01-Ю. Маркин''Джазовая соната №2''
Впервые в нашей стране, Юра, написал 24 прелюдии для ф-но:
02- Ю.Маркин ''Прелюдия №24''
и этот список бесконечен.
Но нам очень важно то, что Юра воспитал целое поколение музыкантов, ибо
он обладаете сильной гравитацией, и в его орбиту попадают самые
талантливые молодые музыканты России:
"Sad Song" (Russian album) by Y.Markin.
Шопен прелюдия №2
Вообще, нашему джазовому образованию повезло, что такие музыканты, как Ю. Маркин, Ю. Чугунов, М. Есаков, А. Сухих в годы «застоя» были отрезаны от сцены, из-за запрета на джаз, и были вынуждены уйти в педагогику.
_________________________
* На сайте Маркина есть все
24 прелюди
В результате мы имеем целый букет джазовых учебников, которые, лично я,
ставлю выше американских, ибо те написаны слабыми музыкантами, теми
которые не смогли попасть на сцену. А американские звёзды, в отличие от
наших, играют на сцене, и им некогда заниматься музыкальной наукой.
Удивительно сильный, по глубине проникновения в идиомы джаза, учебник Маркина по импровизации, изданный Юрием Козыревым, а потом, - Михаилом Диковым. Тоже можно сказать об его транскрипции джазовых стандартов, опубликованный издательством Р. Ясемчика.
Юра – совершенно уникальный человек, так ещё в 80-х, когда мы с ним работали, на эстрадном отделе в электростальского музучилища (
об этом я написал в статье: «Железнодорожная академия джаза»), я узнал, что он до Курского вокзала со своей Пресни
ходит пешком. Юра выходил из дома в 7 часов и к 9 был на Курском. Так
же и возвращался. Помню, однажды я составил ему компанию, и мы шли 2
часа, причем через центр, через проходные дворы, которые Юра, не будучи
по рождению москвичом, знал в совершенстве.
Забавно, но у Юры была одна странная особенность. Только он подходил к
стоящему автомобилю, то он сразу начинал сдавать на нас задом, мы едва
успевали отскочить. Или, только подходим к арке - тут же на нас
выезжает другая машина. А Юра отмечал: «Вот смотри – оно началось». С
тех пор, когда мы с женой гуляем, и на нас начинает сдавать машина, то
жена надо мной шутит: «Вот на тебя упала Юрина
харизма». Помню, я тогда натерпелся страху из-за этих авто. Итак, мы
шли 2 часа, и с жаром обсуждали джазовые проблемы и, каково было моё
удивление, когда мы подошли к пушкинской площади, то увидели потрясающую
картину – памятник Пушкину и прилегающая к нему часть – были огорожены
деревянным забором. Оказывается – это было10
декабря, когда отмечается «Международный День прав человека» и Юра
специально пришёл на площадь, зная о готовящейся демонстрации
диссидентов, и власти так, сооружением забора, решили сорвать
демонстрацию диссидентов, которые молча стояли лицом к забору. Эта
картина так печально напоминала отечественный джаз, который из-за такого
же железного занавеса, без контактов с создателями джаза, не смог
достичь мирового уровня и мы так же всю жизнь простояли, уткнувшись
лицом в забор.
Отдельная тема – это джазовый ансамбль педагогов училища, для которого
Юра сделал программу, оркестровав джазовые стандарты. В ансамбль входили
известные московские музыканты – В. Буланов – барабаны, В. Чернов – бас, М. Есаков – гитара. Надо сказать, что ансамбль выступил с оглушительным успехом на фестивале джаза «Москворечье».
Осталась фото с этого концерта, мне подарили огромный букет черемухи, и
я раздал ветки всем участникам группы. Но фото видно, что мы стоим
растерянные - совершенно обалдели от успеха, которого совсем не ожидали.
Я вел в Электростале биг-бенд и Юра написал для него прекрасную пьесу в стиле диско-фанк
– «Дискобол», но бридж у неё оказался неудачным, и Юра сразу захотел её
порвать. А надо сказать, что у Юры есть привычка время от времени,
сжигать свои, накопившиеся невостребованные партитуры. Тогда я решил,
чтоб не пропадала пьеса, написать свой бридж и эта пьеса прошла на
фестивале «на ура», с каким-то невероятным успехом.
Дело в том, что слушатели, за три дня фестиваля, так устали от анемичного мейнстрима, что наша фанковая пьеса (а я посадил в ней играть сразу на двух установках-двух барабанщиков – Б. Савельева и А. Шатуновского),
привела зрителей в настоящее неистовство. И уже мы закончили
выступление, и я уже ушел в другой корпус и переодеваюсь, снимаю брюки,
вдруг вбегает ведущий А. Баташев и ведёт
меня на сцену со словами: «Зал беснуется, мы не можем продолжить
концерт, сыграй им что-нибудь». Оказывается все это время, пока мы
собирались и пока я шел в другой корпус, зал скандировал и не давал
продолжить концерт. И когда я вышел на сцену, бисирование и крики продолжались и продолжалось и, поскольку весь оркестр уже ехал на Курский, чтобы успеть на электростальскую электричку, я сыграл на трубе фразу Чайковского из оперы «Е. Онегин» - «Я люблю вас», которую так любил играть красивым девушкам Ч. Паркер, и зрители, после этой фразы, поняв, что биса не будет, затихли, и концерт продолжился. Сколько я после этого ни выступал, но такого грандиозного бисирования, как после маркинского «Дискобола» я уже никогда не слышал. На снимке в фойе Д.К. «Мокворечье», где проходил этот фестиваль, справа налево –
В. Коновалов – бенд-лидер, Ю. Маркин, я, Катя Чугунова и Люда Степурко.
Вообще игра с Юрием Ивановичем, как мы всегда его звали за солидность,
мне дала очень много, так он однажды заметил: «Ну что ты во время игры
всё время машешь трубой и скачешь? Стой неподвижно, пускай от твоей игры
будут вертеться и скакать слушатели». Или я долго не мог понять, как
пишутся хорусы на сложную, многоэтажную
гармонию. И Юра, прямо в купе электрички, написал несколько примеров
хорусов, и с тех пор трудностей с ними не возникало. И в композиции
для меня было важен тот новый интонационный язык, который Юра открыл,
совмещая две пентатоники. Этот принцип построен на том, что сначала сочиняется фраза, а потом несколько нот этой фразы сдвигаются на пол тона выше:
И получается фраза, несущая необычайную мелодическую энергию, которая может выразить наше стремительное время. Этот, Юрин
интонационный приём, помог мне освежить мелодический язык, оставаясь в
границах функциональной гармонии, не сваливаясь в атональную пропасть.
Да и сам Маркин часто прибегает к приёму
«совмещённой пентатоники» в импровизации.
У Юры был такой период, когда
он несколько лет выступал, как барабанщик. Мы знаем, что многие пианисты
– у них Чик Кория, а у нас Манукян, Фрумкин - блестяще владеют барабанами, но в трио
с А. Лавровым на ф-но, Кондуром
к-бас, наверно Юра хотел решить свой заочный спор с харизматическим
русским барабанщиком Володей Васильковым, с которым он играл в
легендарном фанк-квартете – Козлова - Пищикова.
Хочется вспомнить то, что в общении Юра был великолепен.
Немногословный, он мог сказать несколько слов и все вокруг взрывались
гомерическим хохотом. Так, мы едем в электричке в Электросталь и горячо
спорим о какой-то джазовой проблеме, причём поезд шумит, и мы срываемся
на крик. Но тут поезд останавливается, а мы уже не замечаем, что кричим в
абсолютной тишине, под недоуменные взгляды пассажиров. И тогда следует
коронная Юрина реплика: «Щас
заберут». И мы все громко ржём над комической ситуацией. И Юра
постоянно взрывал атмосферу репликами, от которых мы безудержно
хохотали.
У Маркина любопытный педагогический принцип, чтобы ученик до всего доходил сам. Мне рассказывал мой ученик, трубач Дима Мамохин, что полгода на концертах он играл одну пьесу в Маркинской
группе «Шаги времени» и, как-то он пригляделся и увидел, что нота в его
партии больше похожа на си, чем на ля и он сыграл си. И тогда вдруг Маркин неожиданно сказал: «Ну вот, наконец, ты правильно сыграл».
Несколько лет назад Юру Маркина
постигло несчастье, после обширного инсульта у него парализовало левую
руку.
Но, он смог научиться играть на рояле одной правой рукой,
парадоксальным образом исполняя сразу две линии, мелодическую и
гармоническую. (Стиль "One Hand Piano"). Больше того, его игра одной
рукой стала ещё интереснее.
Yuri Markin - Sweet Georgia Brown (one hand style bebop piano)
Когда Юра перестал доказывать, что он не только композитор, но и ещё клавишник, тогда его мелодические линии стали интонационно отточены до остроты бритвы и, как у Майлса Девиса, несут необычайную смысловую нагрузку.
Как Прокофьев и Равель,
он написал «одноручный» концерт, который лично меня потряс своими
музыкальными открытиями и фантастическим переплетением джазовой
энергетики и полифоническими приёмами из арсенала академической музыки.
Его состав с Сергеем Рязанцевым был записан и издан на СD Аликом Эйдельманом. Там, кроме обработок русской классики, они записали классные Юрины темы –
«Танго для Джаного»:

Плодовитость Юры беспримерна и я не могу назвать отечественного
композитора, который мог написать столько музыки за такой короткий срок. Например, недавно, при финансовой поддержке Виктора Лифшица, было издана школа аранжировки для биг-бенда. (Огромный кирпич – почти 500 страниц).

А усилиями Михаила Дикова, - сонаты, учебник импровизации и авторские пьесы Маркина. Отдельно можно сказать о том, как Маркин
решил проблему с джазовым репертуаром. Он заменил американские джазовые
стандарты русской классикой, сделав потрясающие обработки оперной
классики Бородина и цикла «Времена года» Чайковского.
«Спрямив» квадрат до 8-ми такта и заменив в импровизации оригинальные
гармонии на джазовые цепочки 2-5-1. Юра первый в нашей стране издал
«Словарь джазовых фраз «2-5-1». Мне очень хотелось, чтобы Юра познакомился с великим человеком – отцом Александром Менем, которого я хорошо знал и к которому возил несколько джазменов. Но Юра, семья которого была репрессирована и он и его мать были сослана в Астрахань, так и не решился приехать, но зато послал в подарок о. Александру картину «Странник», которая долго висела в гостиной «Новодеревенского приходского дома». Но все же Юра не чужд библейской тематики, ибо его графический цикл посвящён Христу и апостолам, причем их 11, ибо Иуда не вошел в творческие планы Маркина.
И этот библейский цикл Маркина очень
символичен – ибо мы, по сути дела – все джазовые апостолы, - несём
Благую джазовую весть о Царстве свободы, где каждый уже будет сам
хозяином своего репертуара и своей импровизации, которая унесёт его на
Небо. И, может Юбиляру удалость сказать
эту весть особенно громко и отчётливо, чем другим.
Часто судьба
посылает великим людям человека, который сможет сохранить их творчество.
Таким ангелом хранителем была Н. Я. Мандельштам,
сохранившая рукописи мужа. И Юре Бог послал чудесную жену, Ксюшу,
которая снимала все его концерты на видео и, я верю, что придёт то
время, когда её труд оценят потомки и воздадут должное её выдающемуся
супругу. Но и в наше время ролики, снятые Ксюшей, размещенные в Ютубе собрали беспримерное, для российского джаза, количество просмотров.
'’Jordu" by Duke Jordan. (one hand style bebop piano)

Сейчас, по разным причинам, Ксюша уехала в Германию, и многие бытовые
вещи стали для Юры трудновыполнимы. Но и здесь сказалось джазовое
братство – Алик Эйдельман приехал к Юре и
починил сломавшийся телефон, и в морозы помог заклеить окна. И сам Юра,
не смотря на все жизненные трудности, не сдается и продолжает жить
напряженной творческой жизнью. Вот почему, я хочу закончить эту статью
пожеланием юбиляру «Многая лета», и подарить ему стихотворение.
Дорогой, любимый Юра! В джазе Маркин - материк 70 – лишь увертюра. К вечности, что ты воздвиг. Из дворянского сословья В джаз ввёл оперу - балет Пожелать хотим здоровья И прожить ещё сто лет.
Композитор Олег Степурко.