Если попытаться собрать воедино все мысли и впечатления, оставшиеся от большого сольника ROMAN RAIN, то окажется, что никакой последовательности и структуры в них не наблюдается, да и наблюдаться не может. Поклонники группы знают, как сложно подвести под некую систему свои ощущения от этой музыки — неуловимой, аморфной, никогда не бьющей в лоб, но успешно находящей множество обходных путей к сердцам и проигрывателям. Остаётся только надеяться, что побывавшие (и не побывавшие) 25 марта в концертном зале «Аврора» на презентации альбома «Магистр страстей» уже настроены на нужную волну…
Рок-н-рэйн
И ведь нельзя сказать, что в случае с маэстро Рэйном публика имеет дело с чем-то принципиально новым и оригинальным. Наоборот, все составные части этой своеобразной музыкально-визуальной смеси определяются с первым же погружением в неё. Только вот простые элементы соединяются в секретной пропорции, которая запускает цепную реакцию перерождения нескольких знакомых сущностей в некое новое естество, не отталкивающее избитостью задействованных приёмов.
Подвох порой не замечают даже фанаты, разговор о которых, впрочем, отдельный. Начнём с того, что перед началом концерта в холле «Авроры» я насчитал ровным счётом 6 особей мужского пола (включая себя). Замечу, что зал при этом отнюдь не пустовал, хотя понятно, что андеграундной группе, привыкшей к клубным фестивалям, набить под завязку такую площадку в одиночку сложновато. Но, к счастью для Романа, поклонниц у него становится всё больше, и он явно делает для этого всё от него зависящее.
Говорят, в современном бизнесе (особенно относящемся к медиасфере) успех приходит только тогда, когда завоёвана женская аудитория. Разумеется, если речь не идёт о производстве сугубо мужских товаров потребления. Так вот, в шоу-бизнесе исторически сложилась похожая ситуация. За примерами далеко ходить не надо, вспомним философию престарелого рокера из фильма Rock Star: «Девочки мечтают о тебе, и это заставляет парней хотеть быть похожими на тебя. А парни — это те, кто покупают пластинки». Грубовато, но суть передаёт верно: подавляющее большинство мужчин на концерте явно были в незавидной роли сопровождающих.
Я бы даже попробовал обозначить портрет точнее: среднестатистический молодой человек с ничем не примечательным вкусами, начав встречаться с девушкой, обнаруживает её склонность к делам субкультурным и внезапно для себя оказывается на шоу Романа, чтобы хоть как-то угодить подруге в надежде на продолжение отношений… И, разумеется, поначалу приходит в тихий ужас от непривычной эстетики. Перед запуском концерта эти немногочисленные горемыки озирались по сторонам, опрокидывали шоты в баре и бросали на пустующую сцену полные безмолвной тоски взгляды.
Предчувствую, как на этом месте поклонники Романа, понявшие, к чему я клоню, оторвутся от мониторов и отправятся к своим холодильникам — за яйцами и помидорами. Завернувшись в предусмотрительно захваченный дождевик, продолжу для оставшихся: на мой взгляд, талант Рэйна и его команды заключается именно в чрезвычайно удачном совмещении вполне себе канонического синтипопа, лежащего в основе большинства композиций, с рок-н-ролльным подходом к живым выступлениям, а также соответствующим имиджем и тематикой песен.
Поп-дарквейв
За прошедший год, возможно, именно с прицелом на женскую аудиторию, Роман обзавёлся бородкой, избавился от лишнего грима и стал двигаться по сцене с несколько меньшим уклоном в утончённую пластичность. Он активно работает с микрофонной стойкой и прыгает на особо экспрессивных моментах песен не хуже любого прожжённого рокера, но при этом на альбомах звучит немногим жёстче, чем несколько прибавивший в гитарах DEPECHE MODE.
Подчёркиваю — на альбомах. А вот с концертным звуком ситуация куда интереснее. По моему скромному мнению, живые выступления — это то, за что стоит любить Романа. Нет, скорее, это даже то, что способно заставить вас полюбить его. И тогда вам будет абсолютно всё равно, что Роман поёт о садомазохизме, наркотиках и алкоголе (даже если вам чужды эти скромные развлечения), или что в толпе зрителей вас будут окружать странно одетые девочки пубертатного возраста. А если вам любопытна именно своеобразная асоциальная эстетика, которую обволакивают романтические туманы таинственных компьютерных звуков (или только звуки — без эстетики), то логичнее будет сначала «прогнать» по нескольку раз все 4 диска, не обременённые лишними в данной ситуации «бум-бум» мощной концертной ритм-секции.
Существенная разница между концертами и записями Романа и компании идёт музыкантам только во благо. Ведь поклонники, недовольные чем-то одним, наверняка найдутся. И тем, и другим — точно нет. Возможно, именно эта двойственность способствует столь быстрому расширению аудитории…
Диско-готика
Главное (и об этом между песнями напомнил со сцены сам Рэйн) — не увлекаться больше меры и не воспринимать художественные образы всерьёз. А то какая-нибудь милая метафора вроде «умри со мной» того и гляди приведёт к массовым суицидам среди поклонниц. Но обижаться на бутафорскую кровожадность не стоит. Важнее то, что у Романа получается создавать театр мрака и абсурда даже без сценических постановок и видеоряда.
Общение Романа с залом способствует разряжению регулярно накаляющейся атмосферы. Он не боится выходить из роли и временами пускается в несколько затянутые воспоминания об истории той или иной песни. Но при этом держит поистине уникальную обратную связь со зрителями. В его шоу паузы словно специально существуют для того, чтобы зал перестал слушать музыкантов, а музыканты в свою очередь могли прислушаться к залу. Не знаю, как ушам фронтмена удаётся избегать пагубного воздействия громкой музыки, но, судя по всему, скоро он сможет выпустить сборник забавных фраз, «выцепленных» из толпы. «Колян хочет от тебя детей» — ещё не самая неожиданная из них. Впрочем, Роман не стесняется отвечать и порой раскрывает занятную информацию — о гастролях, сломанной ноге гитариста или своём пристрастии к персиковому кальяну.
Что же до нового альбома «Магистр страстей», презентованного на этом концерте, то глобальных сюрпризов он не преподнёс. Знакомое звучание, прежний круг тем, отдельные претензии на хитовость… Из внезапного — разве что песня про социальные сети, навевающая мысли о диско, и трогательная баллада о любви под музыку Шнитке (отдельный респект за удачную интеграцию в текст такой сложнопоэтизируемой фамилии). Обращение к теме академической музыки стоит отметить отдельно — ведь ещё недавно в интервью Запорожскому готическому порталу Роман упоминал, что она для него находится «за семью печатями», вне понимания. Остаётся только гадать, чем же в данном случае является герр Шнитке — признаком профессионального роста или просто звучным словом, фонетика которого важнее смысловой наполненности.
Заглавный же трек заслуживает особого внимания благодаря… посвящению. Как оказалось, песня отсылает слушателя вовсе не к своему автору, а к мастеру эпатажа Мэрилину Мэнсону. Чем обусловлен такой интерес? Всё просто. Ближайший питерский концерт Мэнсона доверили открывать Рэйну. Как утверждает последний — абсолютно бескорыстно и безвозмездно. Чем обернётся такой опыт, пока сказать сложно (всем известно, что наша публика разогревы не жалует), но выход на стадионный масштаб музыкант определённо заслужил. Подтверждение тому — клип «Королева», занявший первое место в зрительском «ИМХОчарте» на Муз-ТВ. И если следующим шагом в стремительном развитии проекта станет отправка на Евровидение вслед за Бурановскими бабушками — я не сильно удивлюсь.
Настоящий материал относится к событию(ям)